Статья посвящена исследованию того, как ярлыки, навешиваемые подросткам их окружением, влияют на развитие девиантного самовосприятия. Теория лейблинга утверждает, что восприятие человеком того, как его видят другие (родители, учителя, друзья), может кардинально изменить его самовосприятие и заставить его идентифицировать себя как девианта. Однако динамика этого процесса, его постепенное развитие и изменения с течением времени, особенно в различных культурных контекстах, остаются недостаточно изученными.
Целью данного исследования было изучение того, как восприятие подростками неформального лейблинга (то есть, как окружающие оценивают их как "проблемных" или "девиантных") меняется с течением времени и как это влияет на их собственное самовосприятие. Для этого использовались данные панельного исследования корейской молодёжи, охватывающие шестилетний период (2003–2008 гг.). С помощью иерархической линейной модели (HLM 8.0) были проанализированы данные шести волн наблюдений — это позволило выявить динамику изменений в самовосприятии подростков.
Зависимая переменная: девиантное самовосприятие, измеренное с помощью утверждений: «Я считаю себя проблемным подростком» и «Я считаю себя правонарушителем». Ответы респондентов варьировались от полного несогласия до полного согласия.
Независимая переменная: восприятие неформального лейблинга, измеренное через восприятие того, как другие (окружение) воспринимают их как «проблемных подростков» или «правонарушителей».
Привязанность к родителям, ассоциация с делинквентными сверстниками, уровень самооценки, и данные о фактических правонарушениях подростков использовались как факторы, которые могли влиять на девиантное самовосприятие
Результаты исследования показали, что в краткосрочной перспективе восприятие неформального лейблинга усиливает девиантное самовосприятие подростков. Это соотносится с базовыми положениями теории лейблинга, согласно которым человек начинает воспринимать себя через призму того, как его видят другие. Однако в долгосрочной перспективе было выявлено обратное влияние. Подростки, которые первоначально воспринимали себя подверженными влиянию ярлыков, со временем начинают отвергать негативные ярлыки и восстанавливают своё положительное самовосприятие. Это особенно характерно для корейского культурного контекста, где большое значение придаётся социальной гармонии и поддержанию положительного социального имиджа.
Таким образом, исследование демонстрирует, что восприятие лейблинга не оказывает постоянного негативного влияния на самовосприятие. В случае корейской молодежи можно говорить о том, что культурные особенности, такие как коллективизм и стремление к поддержанию социальной гармонии, способствуют тому, что подростки, несмотря на первичные негативные ярлыки, со временем стремятся восстанавливать позитивное восприятие себя.