Статья Томпсона и Доддера «Juvenile Delinquency Explained? A Test of Containment Theory», опубликованная в 1983 году, представляет собой эмпирическое исследование теории сдерживания, разработанной Уолтером Реклессом. Основное предположение теории состоит в том, что склонность к нарушению социальных норм существует у каждого человека, и именно воздействие сдерживающих факторов, как внутренних, так и внешних, определяет, насколько вероятно, что индивид пойдёт на правонарушение. Внутренние сдерживающие факторы включают такие аспекты, как позитивное самовосприятие, целеустремленность, терпимость к разочарованиям и приверженность социальным нормам. Внешние факторы состоят из влияния окружения, включая социальные роли, поддержку значимых групп и систему правил.
Цель исследования — проверить применимость теории сдерживания на практике и оценить, в какой степени семь компонентов теории могут предсказывать уровень правонарушений среди различных категорий подростков, учитывая их расовые и гендерные различия (чернокожие и белые, мужчины и женщины). Для этого были собраны данные посредством анкетирования в четырёх школах и трёх исправительных учреждениях в юго-западном регионе США. Таким образом, в выборке, состоящей из 680 человек, были представлены как подростки, которые ранее не совершали правонарушений, так и те, кто уже находился в исправительных учреждениях за серьёзные преступления.
Результаты анализа показали, что теория сдерживания имеет разную степень объяснительной силы в зависимости от расовой и гендерной принадлежности подростков. Среди белых подростков, как мужчин, так и женщин, выявлена значительная корреляция между семью сдерживающими факторами и склонностью к правонарушениям, причём наибольшее значение имеет внутренний контроль, а именно приверженность социальным нормам. В то же время, среди чернокожих подростков, особенно мужчин, связь между этими факторами и уровнем правонарушений оказалась менее выраженной. Это ставит под сомнение универсальность теории сдерживания, предложенной Реклессом, в качестве общей модели объяснения девиантного поведения для всех категорий подростков.
Авторы подчеркивают, что такие различия могут быть обусловлены специфическим культурным и социальным опытом, который по-разному влияет на подростков различных расовых и гендерных групп. Например, для чернокожих подростков влияние таких факторов, как социальное разочарование, восприятие несправедливости и сложность адаптации в доминирующей белой культуре, может оказывать более сильное воздействие на формирование девиантного поведения, чем предложенные Реклессом сдерживающие механизмы. Таким образом, социальные и культурные факторы могут снижать эффективность внутренних и внешних сдерживающих факторов, особенно у чернокожих мужчин. В то же время, для белых подростков приверженность внутренним нормам и правилам имеет более значимое значение.
Исследование также выявило, что подростки, находящиеся в исправительных учреждениях, продемонстрировали более высокий уровень правонарушений по сравнению с теми, кто посещал общеобразовательные школы, причём это различие было более выражено среди белых подростков. Для них пребывание в учреждении связано с усилением девиантного поведения, тогда как у чернокожих этот эффект менее заметен. Возможно, это связано с тем, что чернокожие подростки могут чаще сталкиваться с системной предвзятостью и стигматизацией, что усиливает социальное разочарование и затрудняет успешное возвращение к нормативному поведению.
Заключение статьи подчёркивает важность учёта культурных и социальных различий при изучении причин подростковой преступности. Томпсон и Доддер делают вывод о том, что теория сдерживания предлагает полезную модель для объяснения девиантного поведения среди белых подростков, но её универсальность ограничена, особенно в отношении чернокожих подростков, чьи социальные условия и культурные особенности требуют дополнительных теоретических и эмпирических исследований.