По мнению автора статьи, теория Аномии Мертона не была адекватно проверена. Чрезмерно упрощенные тесты, включающие связь между преступностью и социальным классом или между преступностью и несоответствием между стремлениями и ожиданиями, игнорируют как структурные, так и социально психологические аспекты теории, в частности, ключевую роль способа адаптации как фактора, влияющего на тип и частоту противоправного поведения. В данной статье тщательный обзор трудов Мертона по теории аномии используется для построения более полного и строгого теста теории для респондентов в раннем, среднем и позднем подростковом возрасте.
Согласно Мертону, Аномия существует тогда, когда есть универсально предписанные цели успеха и неравенство законных возможностей их достижения. Следовательно, для проверки теории Аномии необходим тест определяющий существование этой цели и дифференцированного доступа к законным средствам ее достижения, хотя последнее по мнению автора не нуждается в подтверждении, так как было не единожды задокументировано другими исследователями.
Автор уделяет много внимания способам адаптации, а именно конформизму, ритуализму, инновациям, ретритизму и бунту. Различные комбинации принятия целей и средств приводят к одному из данных способов. Наиболее вероятно, что из этих пяти именно инновационный способ адаптации приведет к противоправному поведению, так как это сохранение цели, но отказ от институциональных норм, регулирующих пути и средства ее достижения. Более того, они так же связаны с социальным классом и инновационный способ как правило присущ индивидам со статусом низшего класса.
Что касается расчетов, для них автор взял данные из Национального обследования молодежи (NYS), а именно выборки американских подростков от 11 до 17 лет в период с 1976 по 1980 годы. Пол: мужской и женский. Раса: белая и небелая. Размер выборки 1725 человек в первой половине и чуть меньше 1500 в конце периода.
Теория проверяется в четырех подвыборках: 11-14-летние (1976 г.), 14-17-летние (1976 и 1979 г.) и 17-20-летние (1979 г.). Такой подход позволяет проследить изменения, как во времени, так и в разных возрастных группах. Используются дисперсионный, ковариационный (ANCOVA) и логистический регрессионный анализы раздельной проверки различных компонентов теории. Была получена таблица, показывающая важность получения хорошей работы и высшего образования (цели), шансы получить желаемую работу и окончить колледж (возможности), для подростков из разных возрастных групп и с течением времени.