Авторы исследуют степень, в которой взаимосвязь между формальным (официальным) навешиванием ярлыков и последующим преступным поведением объясняется тремя факторами (самооценка, просоциальные ожидания, общение с девиантными сверстниками). Используется выборка, полученная из данных программы «Дети в группе риска» (CAR), которая включает себя «меченых» и «немеченых» респондентов (меченые – те, кто официально сталкивался с правосудием (например, арест)).
Данные собраны в ходе бесед с участниками в три этапа: начальный, конечный (через два года) и при последующем наблюдении (спустя год после завершения программы). Принимали участие дети в возрасте 11-13 лет, соответствующие критериям, касающимися факторов риска в районе проживания, школе и семье. По итогам наблюдения выборка составила 677 человек (те, кто прошёл все три волны опроса), средний возраст – 12,4 лет, 51% выборки – мужской пол. Кроме того, выборка в основном состоит из расовых и этнических меньшинств (58% - афроамериканцы, 38% - испаноязычные).
В ходе анализа было изучено независимое влияние официального наказания (ареста) на последующую вовлечённость в преступность с помощью уравнения регрессии (OLS), где арест – независимая переменная, также учитывался возраст, пол, социально-экономическое положение, раса, этническая принадлежность и т.д. Выяснено, что арест оказывает значительное положительное влияние на последующее вовлечение в правонарушения. Далее была изучена связь ареста и факторов (самооценка, просоциальные ожидания, общение с девиантными сверстниками) и установлено, что арест оказывает сильное влияние на взаимодействие с правонарушающими сверстниками и на снижение просоциальных ожиданий, и самое слабое влияние на негативную самооценку. Следующим шагом было изучение, обусловлено ли влияние формального навешивания ярлыков на последующую преступность сочетанием переменных. Результаты согласуются с гипотезой о том, что эти переменные в какой-либо степени воздействуют на влияние ареста на последующие вовлечение в преступную деятельность. Однако для негативной самооценки и просоциальных ожиданий это не совсем верно. Например, просоциальные ожидания независимо в значительной степени связаны с делинквентностью, и их включение в модель снижает взаимосвязь между арестом и последующей преступностью. Это согласуется с идеей о том, что после ареста рост преступности частично объясняется тем, что человек начинает воспринимать более низкие ожидания в отношении обычных видов деятельности (посещение школы, поступление в колледж). Самое большое влияние оказало общение с делинкветными сверстниками, увеличив почти вдвое дисперсию.