Статья посвящена эмпирической проверке теории сдерживания Уолтера Реклесса, разработанной в 1960-х годах. Эта теория сдерживания говорит о том, что индивиду удаётся избегать преступного поведения благодаря внутренним и внешним механизмам сдерживания, которые действуют как защитные факторы. Теория базируется на четырёх ключевых компонентах: внутренняя сдержанность, внешняя сдержанность, внешние давления и внешние соблазны.
Внутренняя сдержанность включает в себя такие личностные качества, как высокий уровень самоконтроля, сильное эго, чувство ответственности, высокий порог фрустрации и т.д. Эти качества помогают человеку самостоятельно регулировать своё поведение, сопротивляясь негативным влияниям. Внешняя сдержанность представлена структурными буферами (механизмами смягчения) в социальной среде индивида. К ним относятся моральный контроль со стороны окружения, поддержка социальных норм, эффективный надзор и дисциплина со стороны родителей и учителей и т.д.
Основная цель исследования состояла в том, чтобы эмпирически проверить, в какой степени внутренние и внешние механизмы сдерживания могут эффективно противодействовать внешним соблазнам и давлениям, которые подталкивают подростков к преступному поведению. В этом контексте внешние давления включают в себя социальные и экономические факторы, такие как бедность или конфликтные ситуации в семье, которые могут усиливать склонность к делинквентности. Внешние соблазны включают в себя такие аспекты, как влияние сверстников, вовлечённых в девиантное (негативное) поведение, или воздействие делинквентных субкультур, которые могут привлечь подростка к нарушению социальных норм.
Для проверки этих предположений авторы статьи провели опрос в Гааге, Нидерланды, среди 612 подростков в возрасте от 12 до 18 лет. Исследование включало две волны опросов, которые проводились с разницей в несколько лет. Первая волна охватывала подростков на момент их обучения в средней школе, а вторая — после перехода некоторых из них в старшие классы или высшие учебные заведения. Этот формат позволил исследовать, как изменения в уровнях внутренней и внешней сдержанности и воздействие внешних давлений и соблазнов влияют на динамику делинквентного поведения подростков.
Данное исследование включало широкий спектр переменных, отражающих ключевые аспекты теории сдерживания. Так, внутренняя сдержанность измерялась с помощью вопросов, касающихся самоконтроля, способности справляться с гневом, склонности к рисковым действиям и чувства вины при нарушении социальных норм. Внешняя сдержанность оценивалась через опросы о реакции родителей, учителей и соседей на возможные нарушения, а также о близости подростков к родителям и их уровне социальной поддержки.
Кроме того, исследователи собрали информацию о внешних соблазнах, которые оценивались по таким показателям, как время, проводимое с девиантными сверстниками, и поощрения со стороны окружения к нарушению правил. Внешние давления включали данные о социально-экономическом положении семьи подростка и его района проживания, такие как уровень бедности, доля населения, получающего пособия, и процент мигрантов.