В статье приводится описание поведенческих механизмов людей, которые объясняют их поведение, отклоняющееся от норм (предписывающих – injunctive или описательной – descriptive). Главный из них – эффект Чалдини гласит: «Если множество людей делают что-то, то вероятнее всего мудро будет поступить так же». Например, замусоренная обстановка показывает, что мусорить – это нормально, и таким образом увеличит замусоривание. Продолжая мысль, можно также сказать, что нарушение одной нормы влечет за собой нарушение других норм. Эта идея – основа Теории разбитых окон.
Для ее проверки авторы статьи провели 6 экспериментов в различных публичных местах. Во всех экспериментах в основе лежала следующая концепция: существовало 2 состояния мира – порядок и беспорядок, была целевая норма (за нарушением / соблюдением которой наблюдали) и контекстная норма (нарушение которой предположительно могло побудить людей нарушить целевую норму). В случае порядка контекстная норма не была нарушена, в случае беспорядка – наоборот. Рассмотрим подробнее 2 эксперимента из 6 (остальные кратко прокомментируем):
В первом эксперименте, который мы рассмотрим, исследовалось влияние нарисованного граффити на вероятность совершения куда более серьёзного правонарушения – кражи. В почтовых ящиках был оставлен конверт с торчащими из него деньгами. В первом случае на ящике был нарисован граффити ( 60 наблюдаемых), во втором область рядом с ящиками была чистой (71 человек). Кражей считалось изъятие денег из конверта или в случае, если забирали сам конверт. Результат эксперимента: в отсутствие рисунка деньги украли в 13% случаев, при его наличии – в 27%. Разница
значима на 3,5% уровне значимости: [χ 2(1, 131) = 4.122, P = 0.035].
Во втором эксперименте исследователи изучали влияние не визуальных сигналов (как в первом), побуждающих людей совершать правонарушения, а звуковых: на парковке к каждому велосипеду была приклеена рекламная листовка. В эксперименте принимало участие 50 (без фейерверков) и 46 (с без фейерверками). Изучалось, будут ли люди мусорить чаще, услышав звуки фейерверков (по закону в Нидерландах запрещено из запускать за 2 недели до Нового года). Результаты эксперимента показали, что будут: без звуков фейерверков люди мусорили в 52% случаев, а с – в 80%. Разница значима на 3%: [χ2(1,96) = 8.587, P = 0.003].
Остальные 4 эксперимента также показали значимую разницу на 1–4,7% уровнях значимости. Приведем их краткое описание и статистики Хи- квадрат:
1) Велосипеды, припаркованные у знака “Парковка велосипедов запрещена” побуждали людей нарушать пропускной режим на автомобильной парковке χ 2(1, 93) = 27.791, P <0.001]
2) Оставленные на подземной парковке тележки (по правилам магазина необходимо возвращать их в магазин) побуждали людей мусорить (выкидывать на пол приклеенные на их машины рекламные листовки) [χ 2(1, 120) = 9.766, P = 0.002].
3) Нарисованные на стенах граффити (рядом со знаком граффити запрещены) побуждали людей мусорить (листовки были наклеены на их велосипеды на парковке). [χ 2(1, 154) = 20.367, P < 0.001].
4) Разбросанный рядом с почтовыми ящиками мусор побуждал людей красть деньги в конверте, положенный ящик. [χ 2(1, 143) = 3.545, P = 0.047].