Для проверки теории социальных оков ученые из Турции провели анкетирование среди турецкой молодежи.
Данный кейс интересен тем, что Турция является страной с более традиционным укладом жизни, в отличие от стран Европы или США, с высоким уровнем религиозности и уникальной социокультурной средой для проверки теории. Это связано с более высоким социальным контролем, осуществляемым над несовершеннолетними со стороны семьи, школы и общества в целом.
Было опрошено 1705 человек в возрасте от 13 до 20 лет. Для получения выборки учащихся старших классов была использована двухступенчатая стратифицированная кластерная выборка. На первом этапе подрайоны в пределах Анкары были стратифицированы по уровню дохода. На втором этапе средние школы в каждом подрайоне были разделены на четыре группы: государственные, частные, специальные и анатолийские учебные учреждения.
В качестве зависимых переменных были использованы 15 пунктов правонарушений несовершеннолетних (например, применение силы к учителям, нанесение ударов другим ученикам, драка на кулаках, нападение на кого-либо, ношение ножа или биты и т. д.). Эти 15 пунктов были сведены с помощью факторного анализа к трем шкалам: "нападение", "школьная преступность" и "общественные беспорядки". Также была сформирована обобщающая шкала "общая преступность".
В качестве независимых переменных использовались такие показатели теории социальных связей, как привязанность к родителям (attachment to parent), привязанность к учителям (attachment to teachers), общение со сверстниками (conventionality of peers), надзор со стороны семьи (family supervision), приверженность школе (school commitment), нормативные убеждения (normative beliefs) и вовлеченность в учебу (логарифм часов, потраченных на выполнение домашних заданий).
В данном исследовании строились две модели:
- В Модели 1 использовались стандартные контрольные переменные: возраст, пол и уровень дохода.
- В Модели 2 к ранее указанным контрольным переменным добавлялись финансовые трудности (monetary strain) и заблокированные возможности (definition), которые относятся к теории напряженности, а также друзья-правонарушители (delinquent friends) и их определение (definition), относящиеся к теории дифференциальной ассоциации.
Таким образом, авторы статьи проверяют не только теорию социальных связей, но и рассматривают теорию напряженности, теорию дифференциальной ассоциации и находят новые закономерности благодаря построению двух моделей.