Данная статья проводит эмпирическое исследование работы общей теории напряжения на примере школьной травли в Южной Корее.
В обществе существует некий консенсус, что школьная травля является негативным явлением и должна быть искоренена. Однако существует крайне мало исследований, в которых попытались связать криминологические теории с данным явлением, особенно на примере стран с восточной культурой. Именно поэтому авторы и выбрали Южную Корею (жизненные ценности и моральные нормы в данном обществе отличаются от стран Запада).
Как же проводилось исследование?
Выборка: Для получения выборки использованы данные из “Korea Youth Survey”. Из 3188 студентов под рамки данного исследования подошли 2817 опрошенных.
Независимые переменные:
•Стрессовые ситуации: подработка, стресс из-за становления жертвой травли, конфликты в семье, финансовые трудности, стресс на фоне экзаменов, конфликты с родителями, негативное взаимодействие со сверстниками
•Негативная эмоция: гнев (ключевой фактор, согласно ОТН, связывающий стрессовые ситуации с девиантным поведением)
•Обуславливающие переменные: низкий самоконтроль, привязанность к родителям, хорошие отношения с учителями, ассоциация со сверстниками-правонарушителями (включены, т.к., согласно ОТН, влияют на возникновение девиантного поведения
Зависимая переменная: Травля (используется индекс травли, составленный на основе вопросов, затрагивающих как психологическую, так и физическую травлю)
Контрольные переменные: пол, доход семьи, академическая успеваемость (прошлые исследования авторов показали, что их эффект на девиантное поведение значим)
Методы: корреляционный анализ, регрессионный анализ с использованием отрицательной биномиальной регрессионной модели, анализ взаимодействия
Корреляционный анализ
Выявлена значимая взаимосвязь всех стрессовых ситуаций с травлей, кроме негативного взаимодействия со сверстниками. Гнев, низкий самоконтроль, высокая ассоциация со сверстниками-правонарушителями так же имеют позитивный эффект на участие в травле. Менее вероятной травля становится при положительных отношениях с учителями и родителями.
Регрессионный анализ
Из-за положительной асимметрии данных травли вместо метода MSE используется отрицательная биномиальная регрессия. Для получения более устойчивых результатов данные поделены на кластеры по школам. Оценивается две модели с гневом и без для того, чтобы оценить его посреднический эффект между травлей и стрессовыми ситуациями. Вышло, что ставшие жертвой травли и имеющие конфликты с родителями, имеющие низкий самоконтроль, имеющие высокую связь с родителями, ассоциирующие себя со сверстниками-правонарушителями с большей вероятностью участвуют в травле. Взаимосвязь между негативным взаимодействием со сверстниками и травлей отрицательная (противоречие ОТН), так же как и у позитивного отношения с учителями. Индивиды мужского пола более склонны к участию в травле. Гнев же не оказывает значимого эффекта на стрессовые ситуации и не связан с травлей.
Метод взаимодействия
Метод разработан Лонгом и Фризом (2005). Взяли все обуславливающие переменные и зафиксировали их на различных уровнях (low, median и high). Затем использовали отрицательную биномиальную регрессию для расчёта изменений ожидаемого количества травли по мере того, как значения стрессовых ситуаций изменяются от минимума к максимуму и среднеквадратичное отклонение изменяется на единицу вверх и вниз от среднего уровня. Из 28 экспериментов только несколько показали заметное взаимодействие: становление жертвой связано с низким самоконтролем и ассоциацией со сверстниками-правонарушителями.