Рассматриваемая статья посвящена эмпирической проверке теории лейблинга на примере девиации, связанной с употреблением наркотиков. Согласно концепции, девиация делится на первичную и вторичную. Первичная девиация – это акт отклонения, который происходит до того, как на субъекта навесили ярлык девианта. Вторичная же происходит после примененной стигматизации. Присвоение “лейбла” (формального и неформального) может привести к еще более девиантному поведению, которое со временем будет становиться все более тяжелым.
Исследователи работали с двумя выборками подростков: 127 клиентов (72 мужчины, 55 женщин) программы ADOIR (Adolescent Drug and Alcohol Intervention and Referral), прошедшие первичный и повторный опрос в клинике в 1980-1981 и 1981-1982 годах и 114 случайно отобранных человек (64 мужчины, 50 женщин) путем телефонных дозвонов с использованием рандомайзера номеров.
В рамках работы за акт девиации взят факт употребления наркотиков, переменная drug behavior получена путем суммирования частоты употребления за последний год 10 видов психоактивных веществ (0 = никогда, 5 = ежедневно). Оценка формальной стигматизации получена путем суммирования закодированных фактов взаимодействия с различными социальными службами (0 = нет, 1 = да), например: суд, полиция, психиатр. Неформальные лейблы получены от лица респондента и его родителя. Требовалось по следующей шкале охарактеризовать уровень употребления: (1) не употребляю, (2) экспериментирую, (3) употребляю время от времени, (4) употребляю регулярно, (5) злоупотребляю наркотиками, (6) зависим от наркотиков.
Главный вопрос данного исследования касается взаимного влияния ярлыков и девиантного поведения. Как отмечают авторы, в предшествующих исследованиях не принималось во внимание влияние самооценки. Предположительно, чем меньше человек в себе уверен, тем он вероятнее будет подвержен влиянию стигматизации. И наоборот, высокая самооценка может снизить влияние формального или неформального навешивания ярлыков другими людьми на поведение, поскольку подростки с высокой самооценкой могут быть более способны отвергать навешиваемые другими ярлыки. Была введена переменная self-esteem в качестве контрольной для проверки этой гипотезы.
Для всех первичных и повторных переменных был проведен многомерный дисперсионный анализ, в котором в качестве независимых переменных использовались тип выборки и пол респондента. Практически все переменные значимо различались в зависимости от типа выборки, и только самооценка в последующем исследовании не достигла статистической значимости.