Статья исследует концепцию Паноптикума,заимствованную Мишелем Фуко из концепции Джереми Бентама, для анализа современных технологий наблюдения. Основная цель статьи - пересмотреть понимание Паноптикума и показать его актуальность в условиях современных электронных средств наблюдения.
Метафора Паноптикума была активно использована для изучения ранних технологий наблюдения, как в государственной, так и в коммерческой сферах. Фуко, развивший эту метафору, применял её для описания дисциплинарных институтов (тюрьмы, школы, больницы) в западных обществах XIX и XX веков, где наблюдение играло роль инструмента власти и контроля над людьми. В Паноптикуме централизированная башня позволяет надзирателю видеть всех заключённых, при этом они не могут точно знать, наблюдают ли за ними в данный момент. Это создает атмосферу постоянного наблюдения, что заставляет людей дисциплинировать сами себя без принуждения.
Маноха утверждает, что в современных условиях метафора Паноптикума сохраняет свою актуальность. Он показывает, что традиционное понимание Паноптикума как структуры доминирования или репрессии («власть над») недооценивает важные аспекты теорий Фуко о "технологиях себя". Согласно Фуко, люди в условиях паноптического контроля склонны к самодисциплине, что проявляется в форме самоограничения и самоцензуры, когда индивиды контролируют своё поведение, опасаясь быть под наблюдением. Это происходит без принудительных мер.
Маноха также связывает эти идеи с развитием информационных и коммуникационных технологий. Примером является “эффект охлаждения”, который усилился после разоблачений Эдварда Сноудена в 2013 году.
Эти разоблачения показали масштабы слежки за пользователями в западных обществах, что привело к изменениям в поведении людей. Люди начали самоограничиваться в том, что они говорят и делают онлайн, осознавая, что их действия могут быть зафиксированы и использованы против них в будущем. В условиях постоянного наблюдения они изменяют своё поведение, чтобы не попадать под подозрение или контроль.
Таким образом, Маноха доказывает, что метафора Паноптикума не только актуальна, но и становится более применимой в эпоху современных технологий. Новые формы наблюдения, такие как массовый сбор данных, биометрические технологии и социальные сети, создают условия, в которых люди подчиняются власти через самодисциплину и самоцензуру.